Теория (концепция) 4P (англ. Marketing mix) - маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования:
- product (товар или услуга: ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика)
- price (цена: наценки, скидки)
- promotion (продвижение: реклама, пиар, стимулирования сбыта и т. д.)
- place (месторасположение: каналы распределения, персонал продавца, месторасположения торговой точки и т. д.)
Одним из родоначальников дисциплины маркетинг и теории 4P по праву считается Теодор Левитт, написавший в 1960-м году в журнале статью под названием «Маркетинговая близорукость». В ней говорилось о положенном начале «маркетингового сумасшествия». Левитт дискутировал на тему того, что крупные производственные предприятия неверно истолковывают своё видение на вопрос о том, частью какой отрасли они являются. Он упомянул, что пока они в полной мере не поймут того, частью какой отрасли они являются, их ждет крах.
В различных ситуациях и отраслях встречаются следующие расширения:
5. PACKAGE — УПАКОВКА
6. PURCHASE — ПОКУПКА (процесс принятия решения о конкретной покупке и опыт после)
7. PEOPLE — КЛИЕНТЫ (VIP-клиенты, конкретные персоны)
8. PERSONNEL — ПЕРСОНАЛ
9. PROCESS — ПРОЦЕСС, ОПЫТ ПОКУПАТЕЛЯ (например, визит в гипермаркет, требующий целого дня)
На базе этой маркетинговой модели были построены модели:
- Модель 4C,
- Модель 5P: добавлены People (люди, потребители, целевая аудитория, и т. д.),
- Модель 5P + Image.